Международный аэропорт Чита

52.020259, 113.308944
Международный аэропорт Чита
📍
Адресс Звёздная ул., 17, посёлок Аэропорт, Чита
🕒
Время работы ежедневно, круглосуточно

Международный аэропорт Чита, также известный под своим историческим названием «Кадала», — это главные воздушные ворота Забайкальского края. Расположенный в 18 километрах от центра Читы, он является аэропортом федерального значения и ключевым транспортным узлом, связывающим регион с Москвой, крупными городами Сибири и Дальнего Востока, а также выполняющим международные рейсы. Это не просто точка на карте, а стратегически важный объект, обеспечивающий пассажирские и грузовые перевозки для огромной территории.

Аэровокзальный комплекс состоит из двух терминалов — для внутренних и международных линий — и способен обслуживать до 300 пассажиров в час. Несмотря на относительно скромные размеры по сравнению со столичными гигантами, здесь есть все необходимое для комфортного ожидания рейса: кафе, магазины сувениров, банкоматы, Wi-Fi и комната матери и ребенка. Основа его работы — надежность и функциональность, что особенно ценится в суровых климатических условиях Забайкалья.

Это место идеально подойдет для путешественников, для которых аэропорт — это, прежде всего, функциональное пространство для начала или завершения поездки. Здесь нет архитектурных изысков или роскошных лаунж-зон, поэтому тем, кто ищет в аэропортах отдельный вид эстетического удовольствия, он может показаться излишне утилитарным. Основные сценарии посещения — деловые поездки, туристические путешествия по Забайкалью или транзит. В ближайшие годы планируется масштабная реконструкция, включая строительство нового терминала, что должно значительно повысить уровень комфорта.

Рейтинг места

5.2
/ 10
На базе 16 критериев
Уникальность места 35/100
Как региональный аэропорт, «Кадала» не является уникальным в мировом или даже национальном масштабе. Его архитектура и инфраструктура типичны для российских аэропортов среднего размера. Однако он уникален для своего региона, будучи единственным крупным воздушным узлом в Забайкальском крае, что делает его незаменимым.
Состояние сохранности 75/100
Аэропорт находится в хорошем рабочем состоянии. Инфраструктура поддерживается, чистота в терминалах соблюдается. Здание аэровокзала, построенное в советское время, периодически обновляется. В 2025 году запланирована серьезная реконструкция взлетно-посадочной полосы и строительство нового терминала, что говорит о планах по улучшению его состояния.
Эстетическая привлекательность 40/100
Эстетика аэропорта сугубо функциональна. Здание терминала представляет собой типичную постройку советского периода, лишенную особых архитектурных изысков. Внутренние помещения чистые и светлые, но без дизайнерских решений. Его привлекательность заключается не в красоте, а в практичности и ощущении «ворот в Забайкалье».
Фотогеничность 45/100
С точки зрения классической фотографии, аэропорт предлагает ограниченные возможности. Наиболее интересные кадры можно сделать на взлетном поле — самолеты на фоне забайкальских сопок, особенно на рассвете или закате. Само здание терминала не слишком выразительно, но для любителей споттинга место вполне подходит.
Инстаграммность 20/100
Аэропорт Чита — не то место, куда едут за «инстаграмными» фотографиями. Здесь отсутствуют специально созданные фотозоны или яркие дизайнерские элементы. Потенциальный кадр — это разве что селфи у выхода на посадку или на фоне табло вылета, что является стандартным, но не вирусным контентом.
Wow-фактор 30/100
Для искушенного путешественника аэропорт вряд ли произведет «вау-эффект». Это спокойный, функциональный региональный узел. Удивление может вызвать скорее осознание его важности для огромного и малонаселенного региона, чем его внешний вид или масштаб.
Транспортная доступность 85/100
До аэропорта легко добраться из любой точки Читы. Он расположен недалеко от федеральной трассы. Сюда регулярно ходят городские автобусы и маршрутные такси (например, № 12, 14, 40). Поездка на такси из центра города занимает около 30-40 минут и стоит недорого. Есть несколько парковок, включая бесплатную в 300 метрах от терминала.
Пешеходная доступность 10/100
Дойти до аэропорта пешком из жилых районов города практически невозможно и небезопасно. Он находится за городом, и пешеходная инфраструктура для такого маршрута отсутствует. Единственный пеший участок — это путь от ближайшей остановки общественного транспорта до входа в терминал, который составляет около 500 метров.
Историческая значимость 55/100
История аэропорта тесно связана с развитием авиации в Забайкалье и освоением региона. Основанный в 1930-х годах, он играл важную роль в годы Второй мировой войны и последующего промышленного развития Сибири и Дальнего Востока. В 1960-х годах была построена бетонная ВПП, что позволило принимать крупные самолеты и связать Читу с Москвой и другими городами СССР.
Культурное наследие 40/100
Аэропорт является важной частью транспортной культуры и идентичности Забайкальского края. Для многих жителей это единственная быстрая связь с «большой землей». Он символизирует связь региона с остальной страной, играя ключевую роль в социальной и экономической жизни Забайкалья. Однако объектом культурного наследия в формальном смысле он не является.
Архитектурная ценность 30/100
Архитектура главного терминала — это пример функционального советского модернизма, распространенного в 1950-1960-х годах. Здание лишено декоративных элементов и подчинено исключительно своей функции. Для специалистов по истории советской архитектуры оно может представлять некоторый интерес как образец типового проекта, но выдающейся архитектурной ценности не имеет.
Природная красота 50/100
Сам аэропорт — рукотворный объект, но он расположен посреди характерного забайкальского пейзажа. Из окон зала ожидания и особенно с борта самолета открываются виды на живописные сопки и степные просторы. Эта природная красота создает контраст с утилитарной архитектурой и служит напоминанием о суровой и величественной природе края.
Популярность среди туристов 60/100
Как транспортный узел, аэропорт очень популярен — это главная точка входа в регион для туристов и местных жителей. Пассажиропоток составляет более полумиллиона человек в год. Однако как самостоятельная достопримечательность он, естественно, не привлекает туристов. Его популярность исключительно функциональна.
Стоимость посещения 95/100
Посещение самого аэропорта бесплатно. Любой желающий может войти в общую зону терминала, воспользоваться банкоматами или встретить прилетающих. Расходы возникают только при пользовании платными услугами: парковка, кафе, упаковка багажа или бизнес-зал. Высокая оценка отражает отсутствие платы за вход.
Безопасность 90/100
Аэропорты являются объектами с повышенными мерами безопасности. «Кадала» не исключение. На входе в терминал установлены рамки металлодетекторов, территория патрулируется службой безопасности и полицией. Это одно из самых безопасных общественных мест в городе, как днем, так и ночью.
Удобство для семей 70/100
В аэропорту созданы базовые условия для пассажиров с детьми. Есть бесплатная комната матери и ребенка, оборудованная кухней, спальней и игровой зоной. В залах ожидания достаточно места. Однако специализированных детских площадок или развлечений нет. В целом, для кратковременного пребывания с семьей аэропорт вполне удобен.

🏛️ Историческая справка

История читинского аэропорта «Кадала» — это отражение истории освоения Забайкалья. Первые полеты начались еще в 1930-е годы, но современный аэропорт на его нынешнем месте начал активно развиваться после войны. Ключевым моментом стало строительство бетонной взлетно-посадочной полосы в начале 1960-х годов, которое завершилось к 1965 году. Это позволило принимать большие реактивные самолеты, такие как Ту-104 и Ил-62, и впервые установило прямое регулярное сообщение с Москвой и другими крупными городами СССР.

Аэропорт всегда был не только гражданским, но и важным военным объектом, учитывая приграничное положение региона. В советские годы он активно использовался для транспортных и военных нужд. С распадом СССР и снижением объемов перевозок наступил период упадка, но в 2000-е началось возрождение. В 2007 году аэропорт вошел в состав холдинга «Новапорт», что дало толчок к его модернизации. Сегодня «Кадала» является аэропортом федерального значения, готовящимся к новому этапу развития — масштабной реконструкции, запланированной на 2025-2027 годы.

🚗 Как добраться

Аэропорт Чита расположен примерно в 18 км к западу от центра города. Самый доступный способ добраться — общественный транспорт. От железнодорожного вокзала ходят маршрутные такси №12 и №14, а также автобус №40 «Экспресс». Время в пути составит 40-50 минут, в зависимости от дорожной обстановки. Остановка находится в нескольких минутах ходьбы от входа в терминал.

Для тех, кто предпочитает комфорт, всегда доступно такси. Поездка из центра города обойдется в 400-500 рублей. Рекомендуется заказывать машину заранее, особенно если вы едете на ранний рейс. Для автомобилистов предусмотрена привокзальная площадь с краткосрочной и долгосрочной парковками. Также есть бесплатная парковка, расположенная примерно в 300 метрах от здания аэровокзала, что очень удобно для тех, кто оставляет машину на несколько дней.

💡 Советы туристу

Если вы летите ранним или ночным рейсом, учтите, что общественный транспорт в это время не ходит. Однако с недавнего времени запущен специальный ночной автобус-экспресс №40э, расписание которого подстроено под прибытие и отправление московских рейсов. Это отличная и бюджетная альтернатива такси.

Внутри терминал небольшой, и в часы пик, когда одновременно регистрируют несколько рейсов, могут быть очереди. Приезжайте с запасом времени, особенно если вам нужно сдавать багаж. В зале вылета на втором этаже есть кафе с видом на взлетное поле — неплохое место, чтобы скоротать время. Ассортимент сувениров в местном магазине довольно стандартный, но можно найти что-то с забайкальским колоритом, например, изделия из чароита или кедровые орехи.

📅 Лучшее время для посещения

Лучшее время для путешествия в Читу и Забайкальский край через этот аэропорт — лето, с конца июня по начало августа. В это время стоит теплая и преимущественно солнечная погода, идеальная для знакомства с природой региона. Температура комфортна для экскурсий, а долгий световой день позволяет успеть больше. Это пик туристического сезона, поэтому билеты стоит бронировать заранее.

Еще один хороший период — начало осени, особенно сентябрь. Уже не так жарко, туристов становится меньше, а природа окрашивается в золотые цвета, что делает пейзажи особенно фотогеничными. Зимы в Забайкалье очень суровые и морозные, температура может опускаться ниже -30°C. Этот сезон подойдет только для любителей экстремального холода и зимних пейзажей. Весна, особенно апрель и май, — время пробуждения природы, но погода может быть нестабильной, а таяние снега делает многие дороги труднопроходимыми. Сам аэропорт работает круглосуточно и круглогодично, поэтому выбор времени зависит исключительно от целей вашей поездки в регион.

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *