Международный аэропорт Якутск имени Платона Ойунского

62.086592, 129.75023
Международный аэропорт Якутск имени Платона Ойунского
📍
Адресс площадь Валерия Кузьмина, 10, Якутск
🕒
Время работы пн-сб круглосуточно

Международный аэропорт «Якутск» — это главные воздушные ворота одного из самых холодных регионов планеты, Республики Саха (Якутия). Он служит не просто транспортным узлом, а настоящей «дорогой жизни», связывающей огромную территорию с остальным миром. Ключевая особенность аэропорта — его работа в экстремальных климатических условиях, где температура зимой опускается ниже -50°C, что требует уникальных инженерных решений и технологий как для самого здания, так и для обслуживания самолетов.

Основная функция аэропорта — обеспечение пассажирских и грузовых перевозок по всей России и в страны Азии. Новый терминал, открытый в 2012 году, предлагает современный уровень комфорта и безопасности, что делает его важным хабом для туристов, отправляющихся исследовать природные чудеса Якутии, вроде Ленских столбов, или для деловых путешественников. Внутри терминала пассажиры найдут все необходимое: кафе, магазины, а также элементы, подчеркивающие местный колорит, например, копию скелета мамонта.

Это место идеально подходит для тех, кто начинает свое путешествие по Якутии, и для транзитных пассажиров. Здесь можно в полной мере ощутить масштаб региона и его суровый, но величественный характер, еще даже не покинув здание аэровокзала. Однако, как самостоятельная достопримечательность аэропорт вряд ли будет интересен, его ценность — в его функциональности и символическом значении для всей республики.

Рейтинг места

7.6
/ 10
На базе 16 критериев
Уникальность места 85/100
Аэропорт уникален своим расположением и способностью функционировать в экстремально низких температурах. Он является единственным в мире аэропортом-полигоном для испытаний авиационной техники в условиях вечной мерзлоты, что делает его инженерные решения неповторимыми.
Состояние сохранности 95/100
Новый пассажирский терминал был построен в 2012 году и находится в отличном состоянии. Аэродромная инфраструктура, включая взлетно-посадочную полосу, регулярно модернизируется и поддерживается на высоком уровне для обеспечения безопасности полетов в сложных климатических условиях.
Эстетическая привлекательность 70/100
Это современное и функциональное здание из стекла и бетона. Эстетика в первую очередь практическая, подчиненная суровым условиям эксплуатации. Внутри есть элементы национального декора, которые добавляют колорита, но в целом это не выдающийся архитектурный шедевр.
Фотогеничность 65/100
Наиболее эффектные кадры можно сделать зимой, когда взлетное поле покрыто снегом, а морозный туман создает особую атмосферу. Внутри терминал хорошо освещен, но стандартен. Интересным объектом для фото является скульптура мамонта и самолеты-памятники на привокзальной площади.
Инстаграммность 55/100
Аэропорт не является «инстаграмным» местом в классическом понимании. Однако фото на фоне табло с температурой -50°C или на фоне заснеженного самолета могут собрать много лайков благодаря своей экзотичности и демонстрации экстремальных условий.
Wow-фактор 75/100
Wow-эффект создается не столько самим зданием, сколько осознанием того, где ты находишься. Приземление в одном из самых холодных городов мира, вид на заснеженную взлетную полосу и ощущение ледяного воздуха на выходе из терминала — вот что действительно впечатляет.
Транспортная доступность 95/100
Аэропорт находится всего в 7 км от центра Якутска. До него легко добраться на общественном транспорте — курсирует несколько городских автобусных маршрутов (№4, 5, 20, 102 и другие). Поездка на такси занимает 15-20 минут и стоит недорого.
Пешеходная доступность 30/100
Место не предназначено для пеших прогулок. Теоретически дойти можно из ближайших жилых кварталов, но это неудобно, долго и особенно небезопасно в условиях якутской зимы. Отсутствуют комфортные пешеходные маршруты от центра города.
Историческая значимость 88/100
Аэропорт имеет огромное историческое значение для всего северо-востока России. С момента своего основания он был ключевым звеном в освоении региона. В годы Великой Отечественной войны он служил важным аэродромом на трассе «Алсиб» для перегонки самолетов из США.
Культурное наследие 80/100
Аэропорту присвоено имя Платона Ойунского — основоположника якутской литературы и видного общественного деятеля, что подчеркивает его культурную значимость для республики. Он является символом связи Якутии с «большой землей», отражая национальную идентичность и гордость.
Архитектурная ценность 75/100
Архитектурная ценность заключается не в дизайне, а в инженерных решениях. Здание терминала и вся инфраструктура — это наглядный пример современного строительства на вечной мерзлоте, что представляет большой интерес для инженеров и архитекторов, работающих в схожих условиях.
Природная красота 25/100
Аэропорт расположен в черте города, в промышленно-жилой зоне. Пейзажи вокруг — это типичная городская окраина и равнинная местность. Природной красоты в непосредственной близости от аэропорта нет, хотя из иллюминатора при взлете и посадке открываются виды на бескрайние просторы тайги или тундры.
Популярность среди туристов 90/100
Аэропорт является главным и практически единственным пассажирским транспортным узлом для подавляющего большинства туристов, приезжающих в Якутию. Через него проходят все, кто летит в республику, что обеспечивает ему стопроцентную посещаемость среди авиапутешественников.
Стоимость посещения 100/100
Вход в здание аэровокзала свободный, плата за посещение не взимается. Стоимость относится только к авиабилетам и услугам внутри (кафе, парковка, магазины), но само пребывание в терминале бесплатно.
Безопасность 95/100
Как и любой крупный аэропорт, это объект с высоким уровнем безопасности. Здесь работают службы авиационной безопасности, полиция, территория находится под круглосуточным видеонаблюдением. Внутри и снаружи хорошо освещено.
Удобство для семей 85/100
В современном терминале созданы условия для комфортного пребывания с детьми. Есть комната матери и ребенка с игровой зоной и кухней, лифты и эскалаторы. В залах ожидания достаточно места. Кафе предлагают меню, которое может подойти и детям.

🏛️ Историческая справка

История аэропорта «Якутск» — это летопись освоения Севера. Первые полеты здесь начались еще в 1925 году, а сам аэродром был заложен в 1931 году. Особую, героическую страницу в его историю вписала Великая Отечественная война. Аэропорт стал одним из ключевых узлов легендарной воздушной трассы «Аляска — Сибирь» (Алсиб), по которой из США в СССР перегоняли боевые самолеты по ленд-лизу. Этот вклад в общую Победу увековечен памятниками на территории аэропорта.

После войны аэропорт продолжил свое развитие, становясь главной воздушной артерией, связывающей Якутию со всей страной. Старые деревянные здания сменялись новыми, взлетные полосы удлинялись и укреплялись, чтобы принимать все более современные типы самолетов, от Ан-24 до Boeing. Современный этап начался в 2012 году с открытием нового пассажирского терминала, отвечающего всем международным стандартам. В 2019 году, в рамках проекта «Великие имена России», аэропорту было присвоено имя выдающегося якутского писателя и общественного деятеля Платона Ойунского.

🚗 Как добраться

Аэропорт расположен в городской черте, примерно в 7 километрах к северу от центра Якутска, что делает дорогу до него быстрой и удобной. Самый доступный способ — городские автобусы. Маршруты № 4, 5, 14, 20 и пригородный № 102 останавливаются прямо у выхода из терминала. Это отличный вариант, чтобы добраться до центра или автовокзала с минимальными затратами.

Конечно, всегда можно воспользоваться такси. Заказать машину можно через популярные приложения, такие как Яндекс Go, или взять у терминала. Поездка до центра города займет около 15-20 минут, в зависимости от дорожной обстановки. Для тех, кто путешествует на личном автомобиле, перед зданием аэровокзала оборудована платная парковка. Первые 15 минут стоянки обычно бесплатны, что удобно для быстрой высадки или встречи пассажиров.

💡 Советы туристу

Если вы летите зимой, будьте готовы к резкому перепаду температур. Даже короткий путь от самолета до автобуса-шаттла может стать испытанием. Обязательно держите теплую одежду (шапку, перчатки) в ручной клади, а не в багаже, чтобы надеть ее сразу при выходе из самолета. Это самый важный совет для любого, кто прилетает в Якутск в холодный сезон.

Внутри терминала обратите внимание на большую скульптуру мамонта — это не только символ Якутии, но и популярное место для фотографий на память о прибытии в край вечной мерзлоты. Если у вас есть время перед вылетом, изучите сувенирные лавки. Здесь можно найти уникальные изделия из бивня мамонта и другие местные поделки, но сравните цены — в городе они могут быть ниже.

Для тех, у кого долгая стыковка или ночной вылет, прямо рядом с аэропортом находится гостиница «Лайнер». Это очень удобно, так как не требует поездок в город. И не забудьте попробовать в местных кафе якутские блюда — это отличная возможность начать гастрономическое знакомство с регионом.

📅 Лучшее время для посещения

Аэропорт функционирует круглый год, но впечатления от прибытия в Якутск сильно зависят от сезона. Для тех, кто хочет застать настоящую якутскую зиму и ощутить экстремальный холод, лучшее время — с декабря по февраль. В этот период вы гарантированно увидите столбик термометра на отметках ниже -40°C. Однако будьте готовы к возможным задержкам рейсов из-за сильных туманов, которые часто бывают при таких температурах.

Лето, с конца июня по начало августа, — самое комфортное время для путешествий. Теплая погода, белые ночи и стабильная работа аэропорта делают этот период пиковым для туризма. Это идеальное время для поездок на Ленские столбы и знакомства с природой Якутии. Аэропорт в это время наиболее загружен.

Межсезонье — апрель-май и сентябрь-октябрь — может быть не лучшим выбором. Весной — распутица, осенью — резкие похолодания и слякоть. Поток туристов в это время меньше, что может сказаться на ценах на авиабилеты в лучшую сторону, но погода крайне непредсказуема. Вне зависимости от сезона, аэропорт работает круглосуточно, предоставляя все необходимые услуги.

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *